В приречной зоне Коломенского, на правом мысе Голосова оврага, на высокой надпойменной террасе Москвы-реки стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково XVI века. Церковь была здесь издавна, по крайней мере, с рубежа XIV и XV веков. Ведь село Дьяково упоминается довольно рано – в 1401 году. Село принадлежало тогда брату Дмитрия Донского, князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу, который завещал его вместе с относившимися к нему деревнями. В русском Средневековье слово «село» не имело еще современного, слегка уничижительного оттенка. Напротив, оно выделяло такое поселение как центр большой округи, статусно отличало его от «деревень», «приселков», «починков», «выселок» и других групп крестьянских дворов и хозяйств, входивших в округу.
Статус храма большого села так же не отвечал тогда тому, что сегодня мы привычно вкладываем в понятие «Сельская церковь». Это была важная и активно действующая ячейка средневекового общества. Средневековые села являли собой важные центры церковной жизни: здесь стоял храм, жил его клир, находилось кладбище. Сюда съезжалась по церковным праздникам вся округа. Здесь крестили новорожденных, венчали новобрачных, хоронили усопших жителей окрестности. Учили детей, исповедовали и наставляли взрослых; хранили приходские книги, акты на владение землей и другие правовые документы. К сожалению, неизвестно как выглядел первый, несомненно, деревянный храм села Дьяково. Однако, о его существовании можно судить не только по рангу поселения, но и по располагавшегося рядом с церковью кладбища. Особенно быстро оно стало расти здесь с середины XVI века: после того как в Коломенском построили дворцовый храм Вознесения Господня, тамошнее старое кладбище прекратило существование и функции приходской церкви обоих сел стал выполнять храм в Дьякове.
Сначала XV века село Дьяково на столетие исчезает из актов, чтобы в XVI веке появиться уже не как самостоятельный центр округи, а как приселок более древнего Коломенского, которое к тому времени стало царской резиденцией – ярким центром сосредоточия власти к югу от Москвы. Жизнь двух поколений великокняжеского рода – семей Василия III и Ивана IV – оказалась тесно связанной с Коломенским и Дьяковым. Этими князьями построены здесь (видимо, во исполнение обетов) три каменные церкви – все столпообразные и эксцентричные по решению. Столь дружная экспансия каменных великокняжеских храмов вне Москвы, видимо, имеет свое объяснение. На городских дворах великих князей, прежде всего в Кремле, уже не оставалось свободных мест для новых храмов. В пригородном владении правители проводили все больше времени и хотели иметь рядом с собой престолы для служб по семейным праздникам. Кроме того, князья чувствовали себя здесь свободнее при выборе новых, необычных форм для сооружений.
В каком именно порядке возведены храмы в Коломенском и Дьякове точно неизвестно. Ни у кого не вызывает сомнения, что шатровая церковь Вознесения Господня строилась первой, в конце 1520 начале 1530 годов, и была освящена в конце 1532 года. Расположенный рядом храм святого Георгия «иже под колоколы», датировали по разному, но сейчас доказано, что он построен одновременно или сразу после возведения церкви Вознесения Господня.
С храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково все обстоит не так-то просто. Дата ее строительства в исследованиях XIX- XX веков дрейфовала от 1529 года (Ф.Ф. Рихтер и др.) до 1543-1545 годов (А.И. Некрасов, В.В. Кавельмахер и др.), а затем и выше к 1560-1570 годам. Эта позднейшая дата, основанная А.Л. Баталовым на архитектурных свойствах храма, принята сейчас большинством ученых. Тем самым храм помещен в конкретную историческую ситуацию, а особенности его архитектуры нашли объяснение.
Источник: Беляев Л.А. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково: загадки истории и архитектуры. – М., 2009. – 40 с. (Правительство Москвы. Московский государственный объединенный художественный историко- архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник) – с. 2, 7, 10.
Просмотрено 2013 раз