Преподобная София Суздальская

29 декабря (н. ст.) память Преподобной Софии Суздальской (+ 1542 г.) в миру Великой Княгини Московской  Соломони́и Сабуровой. Её история тесно связана с событием основания храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Первая жена Великого Князя Василия III, с которой он развелся по причине её бездетности и принудил принять монашество, окончила дни в Покровском монастыре   Суздаля под стражей. Этот монастырь  с XVI века, становится приемущественно местом заточения постриженных в монашество представительниц аристократических фамилий.

портрет Вассиана Патрикеева

Вассиан Патрикеев — «князь-инок»

Развод в великокняжеской семье без канонических оснований был делом беспримерным в русской истории. Интересно, что “князь-инок” Вассиан Патрикеев  —  известный деятель движения “нестяжателей” и ученик прп. Нила Сорского  — так ответил Василию III-му на вопрос о возможности развода с Соломонией: «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя». Как видим, он проводит здесь параллель с евангельским повествованием о усекновении главы Иоанна Предтечи и является противником развода.

Примеч.: Любопытно ироническое замечание Грозного Царя о личности Вассиана Патрикеева, которое он сделал много после кончины Вассиана (последний умер в 1532 г., когда Грозному было около 2-х лет). “Вассиан со своим новым модусом бытия вполне смирился, хотя, как утверждали современники, и в монашестве отличался вполне боярскими чертами поведения. Иван Грозный позднее иронически замечал, что «нестяжатель» Патрикеев ел на серебре и пил мальвазию. Но теоретически он был сторонником учения преп. Нила Сорского и других нестяжателей, хотя обусловлено это было скорее всего чисто политическими мотивами.”. В.И. Петрушко «Курс лекций по истории Русской Церкви». Лекция 20.

Женившись затем на Елене Глинской, Василий долго молил Бога о наследнике. И вот, когда в 1529 г. он, возвращаясь с охоты, проезжал через село Дьяково, находившееся близ царского села Коломенского,  к нему прискакал гонец и сообщил ему о радости  — его жена зачала. В ознаменование этого события Великий Князь повелел основать на том месте, где он получил долгожданное известие храм, посвященный затем празднику Усекновения главы Предтечи. В благодарность же Богу за рождение наследника – будущего Грозного царя Иоанна IV Коломенском ещё более величественный храм – храм Вознесения Господня, о котором сейчас не время рассказывать подробно. Он  был освящен 3 сентября 1532 г. Митрополитом Московским и всея Руси Даниилом и собором духовенства в присутствии Великого Князя с семьей и 2-хлетним наследником; празднование длилось 3 дня.

Первая же жена Василия III, почти 20 лет бывшая Великой княгиней, а ныне монахиня София подвизалась в Покровском монастыре еще 16 лет. Впоследствии Русская Церковь прославила её в лике святых.

В качестве более подробного исторического изложения некоторых из описанных  выше событий приведём отрывок лекции профессора кафедры Истории Русской Православной Церкви  ПСТГУ В.И. Петрушко. Следует отметить, что изложенная здесь оценка событий не является единственной или окончательной. Она кажется слишком эмоциональной и делает акцент именно на отрицательных чертах. Сведения о личности Митрополита Даниила во многом почерпнуты из описаний Сигизмунда Герберштейна (посла Римско-Германского императора Максимилиана I Габсбурга), который возможно не был беспристрастен.

Дни памяти преподобной: 16/29 декабря, 1/14 августа (ст. ст./н.ст.).

редакция интернет-страницы

Лекция 18

… Конфликт между митрополитом и великим князем. Низложение и ссылка Варлаама. … Поставление митрополита Даниила. … Насильственное пострижение великой княгини Соломонии Сабуровой и повторная женитьба Василия III на Елене Глинской. Церковная деятельность Даниила. …

Портрет Герберштейна

Сигизмунд Герберштейн. Гравюра XVI в.

Митрополит Варлаам возглавил Русскую Церковь в 1511 г. О нем сохранилось совсем немного сведений, но все же можно полагать, что это была личность незаурядная. Варлаам, бесспорно, был настоящим монахом-аскетом. Посол императора Максимилиана Габсбурга Сигизмунд Герберштейн называл митрополита «мужем святой жизни».

…Варлаам, как показало его десятилетнее правление, четко разграничивал духовную и государственную сферы и отнюдь не желал идти на поводу у великого князя.

…Однако время великих святителей – соработников Московских государей на поприще устроения Русской земли миновало безвозвратно. Василию III был нужен лишь послушный исполнитель его воли, не более того. А Варлаам упорно не желал согласиться с тем, что государю угодно столь же самовластно управлять и делами церковными, сколь и государственными. Не желал святитель участвовать и в сомнительных с нравственной точки зрения предприятиях Василия III. Одним из них явилось дело князя Василия Шемячича.
…Вполне естественно, что «муж святой жизни» – митрополит Варлаам – возмутился предложением великого князя. Герберштейн очень дипломатично излагает дальнейшие события. Но если их сопоставить с нашими русскими источниками, то очевидным становится, что никакого добровольного ухода Варлаама с кафедры, о чем упоминает австрийский посол, не было. Он был насильственно сведен с митрополии Василием III. Государь считал, что раз он сам Варлаама на митрополию поставил, то вправе так же самостоятельно низложить его с кафедры. С осмелившимся перечить великому князю митрополитом – моралистом Василий III поступает вновь-таки по-византийски жестоко: после устранения с митрополичьей кафедры Варлаама отправляют в оковах в декабре 1521 г. в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, в те самые края, где подвизались старцы-нестяжатели. Есть смутные свидетельства о том, что позже Варлаам был приказу князя утоплен в озере, что, впрочем, не доказано.
Расправа над Варлаамом, столь внезапная и жестокая, позволяет предположить, что у князя были и другие причины для недовольства митрополитом. Возможно, уже тогда Василий мог впервые попробовать выяснить отношение Церкви к его разводу с Соломонией Сабуровой и повторному браку.
Если дело обстояло именно так, то можно не сомневаться, что митрополит, известный своим нравственным ригоризмом, ответил решительным отказом повиноваться государю и в этом неблаговидном деле. В таком случае судьбе Варлаама и вовсе не приходится удивляться.

…Итак, Василий Иоаннович удалил митрополита Варлаама, после чего поставил на митрополию (опять-таки целиком самостоятельно, без соборного избрания) игумена Иосифо-Волоцкого монастыря Даниила. На этот раз государь утвердил во главе Русской Церкви вполне послушного своей воле человека. Даниил происходил из семьи простонародной, однако, сумел выдвинуться благодаря своим выдающимся способностям. О нем поначалу отзывались как о монахе строгой жизни. Это, впрочем, не мешало ему быть достаточно честолюбивым.

…Даниил давно уже приглянулся великому князю своим умением угодить и быть послушным. Поэтому, когда наступил подходящий момент, государь поставил его в 1522 г. митрополитом. В это время Даниилу еще не исполнилось и 40 лет. Так что карьера им была сделана блестящая. Он возглавлял Русскую Церковь на протяжении 17 лет, до 1539 г. Василий III не ошибся, выбирая митрополита: другого такого послушного до раболепства иерарха Русская Церковь еще не знала.
…Правда, исторический портрет митрополита Даниила нельзя живописать одними лишь черными красками. Поразительный контраст с его мало привлекательными деяниями составляют его литературные труды, которые показывают, что их автор был не лишен дарования духовного писателя. Хотя трудно понять, как все это сочеталось в одном и том же лице. Так, например, разрешив Василию III развод и повторный прелюбодейный брак, Даниил вскоре пишет замечательные произведения, посвященные обличению подобных поступков и апологии строгой моногамии.

Боярышня. К.Е. Маковский. Так могла бы выглядеть Соломония-невеста.

Боярышня. К.Е. Маковский. кон. XIX в.     Так могла бы выглядеть Соломония-невеста.

 

… Еще более его угодничество по отношению к великому князю проявилось, когда у государя возникли проблемы семейного характера. Великая княгиня Соломония (урожденная Сабурова) не имела детей. Для Василия III проблема заключалась в отсутствии наследника. И хотя Московский княжеский дом отнюдь не находился в ту пору на стадии вымирания, и у государя хватало родственников – дядей и братьев, ему непременно хотелось передать престол сыну. Но с Василием Соломония прожила около 20 лет, а детей у них не было. Государь винил во всем Соломонию. Правда, Василий Иоаннович не задумывался, что причина могла быть и в нем самом. Тем более, что помимо вопроса физиологического, он мог усмотреть и Промысл Божий в том, что причиной отсутствия наследника могут быть его не слишком нравственные поступки. Но государь об этом не думал. Василий Иоаннович объяснял свою озабоченность проблемой наследника возвышенно. Он говорил, что если отдать престол боковой линии московских Рюриковичей, то начнется опять на Руси междоусобица, и государство, с таким трудом собранное, снова развалится на уделы, запустеет. А там опять придут татары, и так далее… Хотя непонятно, почему именно такой должна была быть судьба Руси в случае перехода престола к кому-либо из родственников государя.
Словом, монарх задумал развестись с Соломонией ради того, чтобы обеспечить себе наследника. Мня себя православным царем, Василий уже абсолютно уверился в том, что ему позволено все ради государственного интереса, трактуемого самим великим князем так, как ему покажется выгодным. Однако Василий напрочь забыл о том, что Православная Церковь имеет весьма определенное учение о браке как таинстве. А потому в ситуации с Соломонией никаких канонических оснований для расторжения брака быть не могло. Но Василия это уже мало волновало. Он все решил, а от Церкви зависело теперь только одно: обосновать его решение и благословить монарха на попрание канонов. Бояре московские охотно советовали великому князю развестись с Соломонией и, женившись на другой, решить проблему престолонаследия. Слово было за митрополитом. Даниил, таким образом, оказался в довольно щекотливой ситуации. При всей своей угодливости митрополит не сразу решился благословить государя на столь откровенное беззаконие – насильственное пострижение и заточение ни в чем не повинной супруги в монастырь и повторную женитьбу. С точки зрения канонов это можно было квалифицировать только как блуд. Однако и отказать великому князю Даниил тоже не мог: это был не тот митрополит, который бы добровольно повторил участь Варлаама. Пережив весьма щекотливые минуты, Даниил – обладатель незаурядного дипломатического таланта – придумал, как ему выпутаться из трудного положения. Он решил послать послов к Восточным Патриархам, чтобы спросить их мнения на сей счет и благословения на развод в случае положительного исхода. Даниил рассуждал, вполне как Насреддин. Поскольку посольство отъезжало надолго, да к тому же должно было путешествовать посреди опасностей мусульманского мира, митрополит вполне мог надеяться, что многое за это время изменится само собой. Но ничего, к сожалению для Даниила, не произошло. Через год послы вернулись живыми и невредимыми и привезли отрицательный ответ Патриархов и афонских старцев: никакого развода быть не может, если нет к тому канонических предпосылок. Но Василий уже настолько свыкся с удобной ролью православного царя, которому как защитнику Церкви все позволено, и все средства хороши, что убедить его не нарушать каноны было уже невозможно.
Митрополит Даниил отлично помнил, чем кончил его предшественник. Он легко мог повторить его участь. Поэтому, взвесив все за и против, 28 ноября 1525 г. Даниил разводит великого князя с Соломонией. Ее насильственно постригают в московском Рождественском монастыре. Причем, это было сделано грубо до безобразия: Соломония отказывалась читать обеты и сбрасывала с себя монашеские одежды, и тогда один боярин протянул бывшую государыню плетью по спине. Потом ее сослали в Покровский монастырь в Суздале.

Соломония Сабурова. Смирение. Картина П.В, Минеевой, 2007 Холст. Масло.

Соломония Сабурова. Смирение. Картина П.В, Минеевой, 2007 Холст. Масло.

После пострига Соломонии прошло буквально два месяца, и уже 21 января митрополит Даниил обвенчал великого князя с Еленой Глинской. Событие это произвело крайне неблагоприятное впечатление на русское общество того времени. И хотя большинство людей молчало, нашлись и такие, кто при всей суровости нрава Василия III отважился высказаться.

Портрет Елены Глинской

Елена Глинская

Даже одна летопись того времени прямо назвала этот брак прелюбодейным. Естественно, что ничего хорошего от него не ждали. Так и получилось: плодом этого брака стал Иоанн Грозный, а в его малолетство Елена Глинская ввергла Россию в пучину новой боярской смуты. Высказались против поступка князя и митрополита Максим Грек и Троицкий игумен Паисий. На обоих быстро нашли управу. Даниил таких вещей не прощал и умел расправляться с врагами весьма решительно.
Но все же митрополит чувствовал себя неловко и пытался сгладить тягостное впечатление от всего происшедшего своими литературными трудами. Как уже говорилось, он написал целых три слова, в которых излагал православное учение о браке и говорил о недопустимости нарушения церковных канонов в отношении таинства брака. При этом допущенное им отступление он оправдывал исключительно соображениями государственной необходимости.

 

профессор ПСТГУ В.И. Петрушко

«Курс лекций по истории Русской Церкви»

Источник: Седмица.ru

 

Просмотрено 1352 раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *