Кваренги Вид Коломенского полный

Джакомо Кваренги «Вид села Коломенское и Дьяково»

        Село Коломенское имеет многовековую историю. Это — одно из красивейших и интереснейших исторических мест Москвы. За свою долгую жизнь оно меняло внешний вид много раз. Вашему вниманию предлагается статья об одном из известных произведений искусства, запечатлевших московское царское село на рубеже XVIII и XIX веков. Оно принадлежит итальянскому архитектору и рисовальщику Джакомо Кваренги.

Анна Чуркина

Анна Чуркина

Автор статьи — специалист по художественным выставкам Анна Чуркина. Заметка написана специально для нашей интернет-страницы и публикуется по случаю Престольного праздника храма Вознесения в Коломенском.

редакция интернет-страницы

Джакомо Кваренги «Вид села Коломенское и Дьяково»

Кваренги Вид Коломенского полный

Джакомо Кваренги «Вид села Коломенского и Дьяково», 1796 г

Перед нами рисунок Джакомо Кваренги 1796 года «Вид села Коломенское и Дьяково. Вид из-за Москвы-реки» (Государственный Эрмитаж) . Авторское повторение  1798 года хранится в Третьяковской галерее. Это – тончайшая работа,  где детально представленная архитектура соседствует с пейзажами и фигурами людей, занятых своими делами.

Знакомые места

Кваренги Два храма

Giacomo Antonio Domenico Quarenghi. Храмы села Коломенского

Чувство восхищения мастерством художника переходит в радость узнавания. Ведь  архитектура современного Коломенского  предстает перед нами в знакомом виде. И сейчас гуляя здесь,  можно встретить  церковь Вознесения  Господня (1532), за которой спряталась Георгиевская колокольня  XVI века,  Водовзводная башня XVII века,  вдалеке на пригорке  — церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1547),

 

 

Ворота Дворец Казанский храм

Передние ворота, дворец, Казанский храм

Передние ворота (1672-1673 гг) и шедевр деревянного зодчества —  Дворец царя Алексея Михайловича (1667-1671), за которым видна церковь Казанской  иконы Божьей матери (XVIIв.).  Приятное волнение охватывает от ощущения сопричастности к далекому прошлому.

Загадка ведуты

Смотря на рисунок Кваренги,  и зная, что Дворец Алексея Михайловича был воссоздан не на его первоначальном месте расположения, посещает мысль о  том, что вот таким увидел когда-то Коломенское архитектор. На произведении есть надпись автора: «Вид села Коломенского в прежнем состоянии». То есть данный вид — это  «прежнее состояние»  для художника. Значит архитектор представил такой вид, который село имело еще до того момента, как он его лицезрел. Что это значит?

Что мог не увидеть Кваренги, но тем не менее изобразил? Безусловно, это относится к архитектуре.  Судя по современному виду Коломенского,  на прежнем месте отсутствует Дворец царя Алексея Михайловича. Был ли он тогда,  в 90-х годах  XVIII  века на том месте, где его изобразил  Кваренги? Не был! Дворец разобрали по указу Екатерины II за ветхостью в 1760-х годах, а на его месте находилось четырехэтажное здание посредственной архитектуры Петра Макулова, к тому же еще и построенное на скорую руку. Кваренги, выросшему и воспитанному  красотой и гармонией итальянской  архитектурной школы, видимо, показалось, что увиденное им здание  не достойно  пейзажа Коломенского, оно не сочетается ни с шатровым храмом, ни с архитектурой церкви Казанской Божьей матери . А вот великолепному и диковинному с точки зрения иностранца Дворцу царя Алексея Михайловича,  макет и чертежи которого видел Кваренги,  самое место в окружении остальных строений Коломенского.   В пользу данной версии говорит еще и изображенные на рисунке Передние ворота.

Передние ворота

Коломенское Передние ворота

Передние ворота

Если внимательно присмотреться, то можно понять, что эти ворота в действительности имеют другие пропорции, и даже вид снизу не сможет так  их изменить,  а именно столь высоко вытянуть арки вверх, почти вдвое.  Культурный слой за 200 с лишним лет не мог бы так сильно нарасти, чтобы  сделать вид  арок  приземистым. Круглые арки русской традиции казались неправильными итальянцу. Он же, в порыве довести до совершенства пейзаж, вынужден был поменять пропорции, подчеркивая тем самым вертикальную линию башни Передних ворот, гармонирующую с вертикалью храма Вознесения.

Есть еще одна версия, почему Кваренги вписал в рисунок не существующее  на момент его приезда в Москву строение – данный вид был чьим-то заказом. Возможно, заказчик хотел видеть в пейзаже Коломенского  дворец царя Алексея Михайловича. За эту версию говорит формат листов (42,7х113). Для себя художники в таком большом формате не работают. Кваренги  был в Москве в 1796 году, исполнил серию работ, в том числе композицию с Коломенским (основной,

Передние ворота сейчас

Передние ворота в наши дни

первоначальный вариант хранится в Императорском собрании, в Эрмитаже), а потом для других представителей царской фамилии сделал несколько повторений  (одно из них — в Третьяковской галерее). Таким образом, данный рисунок сочетает в себе желания и заказчика, и самого Кваренги  — довести вид до совершенства.

Откуда же этот вид?

Бывая довольно часто в Коломенском, захотелось найти место, с которого мог открываться вид, изображенный у Кваренги. Место найти легко, но вид, который открывается, не охватывает весь спектр архитектуры, обнаруженной на рисунке.

Современная панорама Коломенского

Панорама Коломенского. ~ 1980-е гг.

Несколько мест и точек обзора не дают объяснения тому, почему  так подробно видна церковь Казанской Божьей Матери, почему мы видим дворец практически с трех сторон одновременно. Приходишь к выводу о том, что автор просто сконструировал пейзаж, чтобы как можно более подробно показать архитектуру.

Жанр рисунка

На рисунке над Дворцом царя Алексея Михайловича мы видим солнечные лучи. Это восход или закат? Если мыслить логически, то —  закат, т.к. дворец находится на западе, да и людей слишком много для утренних часов.   Однако, я полагаю, что автор таким образом  хотел подчеркнуть  особую значимость здания, его принадлежность царской фамилии. Символ солнца и солнечных лучей  — атрибут  королевской  и царской власти. Несмотря на внешнее правдоподобие, рисунок  частично является фантазией, «собирательным образом» архитектуры села Коломенского. Что полностью соответствует веянию того времени в изобразительном искусстве,  а именно развитию такого жанра как «ведута»[i], в котором Кваренги был признанным мастером.

Графическая работа, сделанная Кваренги в духе и традициях своего времени и запечатлевшая красоту Коломенского, оказывается также близка и интересна нам, людям XXI  века. Хотелось бы, чтобы красота этого места и на рисунке, и в действительности была доступна для еще многих будущих поколений.

[i]

Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа,  как напоминание о впечатлениях  от путешествий. Сначала было стремление изобразить архитектурный пейзаж как можно более правдиво. Но постепенно рисунок, отображавший действительность уступал место рисунку, который действительность «конструировал». Так появился особый жанр, предполагавший не столько видоизменение архитектуры в целом, сколько соотношение частей в ней самой и вокруг нее. Т.е. строения могли по-особому группироваться, добавлялись ландшафтные детали.

Просмотрено 258 раз

Джакомо Кваренги «Вид села Коломенское и Дьяково»: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *