Описание

Гравюра Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове близ села Коломенскаго. Л.А. Серяков, 1877 г.

Гравюра «Церковь Iоанна Предтечи въ селе Дьякове близъ села Коломенскаго». Л.А. Серяков, 1877 г.

Живописно расположенный  на берегу Москвы-реки храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково издавна привлекал к себе художников, а с конца XIX века и фотографов. Предлагаем вашему вниманию гравюру Л.А. Серякова с фотографии Настюкова, рисунок И. Агапи.

Источник: Всемирная иллюстрация: еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал. – Санкт-Петербург, 1869-1898.

Внешний вид

Храм столпообразный. Его высота 32 м. Состоит из 5-и восьмигранных башен с шлемовидными куполами, имеющих отдельные входы  и алтари и соединенных общей галереей. Меньшие башни имеют высоту 18 м. Боковых галерей, возможно первоначально не было: храм представлял собой 5 отдельных башен, каждая на своём фундаменте (источник?). Боковые башни украшены 3-мя рядами треугольных кокошников. Вверху восьмерика центральной башни – ряды полукруглых и треугольных кокошников.

храм Усекновения на рисунке Джиакомо Кваренги (фрагмент)

храм Усекновения на рисунке Джиакомо Кваренги (фрагмент)

 

На гравюре Кваренги имеет шатровое завершение. Это загадка.

Храм построен из красного кирпича и в XIX в. он так и выглядел – не был побелен, либо был расписан “под кирпич”. В лопатках центрального восьмерика снаружи располагались иконы. В частности на южной стороне – Никола Зарайский. Всё это можно увидеть на картине художника Маковского.

В XIX в. у  храма была паперть со стороны фасада во всю его ширину.

Звонница

На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница, имеющая более позднее происхождение.

Интерьер

В центальном объёме храма 3 ряда голосников – вделанных в стены глиняных кувшинов, служащих для улучшения акустики (которая в храме прекрасная), а также для облегчения кладки (?). В боковых башнях по одному ряду голосников. Снаружи храма в поясе кокошников над восьмериком центрального столпа также есть голосники.

По фотографиям XIX в. ,  храм внутри не был расписан. Стены были покрашены в один тон с тонким кантом обрамляющим отдельные плоскости. В большой нише слева от входа в центральный объем была фреска “Глава Предтечи на блюде” размером во всю нишу. В настоящий момент в этой нише собраны иконы, посвященные новомученикам Русской церкви.

В куполах некоторых боковых башен был изображен так называемый солярный (солнечный) знак – символ схождения Святого духа на Апостолов. Подобный знак можно увидеть в одном из пределов храма Покрова на Рву (на Красной площади). (?ссылка на буклет и фото)

Порталы в боковых галереях расписаны.

Иконостас высотой 10 м. (?) трапецевидной формы, как он и был исторически. Солея была тоже не прямая как сейчас, а трапецевидная.

В интерьере обнаруживается некоторая ассиметрия. В частности, …

 Внешнее сходство с храмом Покрова на Рву
 (Василия Блаженного на Красной Площади).

 

Реставрация П.Д.Барановского

Проводилась в начале XX в. с внесением в облик храма существенных изменений ради приближения его к первоначальному виду XVI в. Была снесена паперть, сужены боковые галереи, которые раньше выдавались за границу башен, а теперь вровень с ней. Сужены окна (?).

Статьи об архитектуре храма:

Беляев Л.А. Глава 2. Архитектура.

Просмотрено 3415 раз