Православные и мусульмане: взгляд друг на друга

…Не так давно по дороге в метро мне довелось читать православный молитвослов. Соседнее место на лавочке было свободно, и через недолгое время на него кто-то сел. Не отрываясь от чтения, я подвинулся, а севший рядом со мной вдруг вскочил и ринулся прочь. Оживленная реакция пассажиров заставила меня поднять голову, и я увидел удаляющуюся в противоположный конец вагона женщину в характерном мусульманском платке. С одной стороны, такой поступок достоин только всяческого уважения: зачем искушать себя даже разглядыванием неведомых букв? С другой стороны… если бы ещё, к примеру, пять человек в вагоне читали христианские книги, у этой женщины могло бы вообще не возникнуть желания отправляться в заснеженную Москву.

 Реальность последнего времени такова, что православные всё чаще сталкиваются с мусульманами, а мусульмане – с православными. Уже с 90-х годов минувшего века заметным явлением в России стал исламский прозелитизм – стремление обратить в свою веру неКупола с символикой христианства (крест) и ислама (полумесяц) рядом только нерелигиозных представителей традиционно мусульманских народов, но и, по возможности, православных. Поэтому очень важно понять, что мы знаем о друг о друге, что общего в наших представлениях, а что принципиально нас разделяет. На эту тему имеется обширная православная литература, например, книга отца Георгия Максимова “Православие и Ислам” и другие книги. Не претендуя на всестороннее освещение, я затрону лишь пару моментов.

 Всякому человеку свойственно стереотипное мышление. В сходных ситуациях человек поступает однообразно. Более того. Внимательное рассмотрение сходства и различия двух ситуаций чаще происходит уже после того, как одинаковое поведение привело к неодинаковым результатам. Так, жителям Заполярья знакомо атмосферное явление в зимнее время года, когда предметы перестают отбрасывать тени. Но человек, который впервые с этим столкнулся, теряет ориентацию в пространстве, потому что именно тени помогают предполагать истинную форму предметов и расстояния между ними.

 От мусульман часто можно слышать о сходстве, которое обнаруживаются и в священных книгах обеих религий, и в фундаментальных представлениях о Боге, ангелах и демонах, о рае и аде, о грехопадении человека и воскресении мертвых. В Коране говорится об Иисусе Христе и Деве Марии, упоминаются имена и деяния Иоанна Крестителя, ветхозаветных пророков и патриархов. Коран призывает с уважением относиться к “людям Писания” – тем, кто принял Пятикнижие от Моисея и Евангелие от Христа.

 Разве, убедившись в таком сходстве, православный не может повторить вслед за мусульманином по-арабски: “Велик Господь”, как и поступил в свое время один известный православный священник?

 В православной среде это сходство часто рождает ложную надежду, будто оно – уже пройденная часть пути в христианско-мусульманском диалоге, и следующий шаг – убедить мусульман, что Пресвятая Троица не включает в Себя Пресвятую Деву Марию, что мы исповедуем не три божества, но Единое Божество… Однако прежде чем пытаться убедить собеседника, нужно понимать, что именно лежит в основе его убеждений.

 Так, в Коране есть слова, из которых следует, что христиане исказили данное им Евангелие, то есть то Евангелие, которое у нас есть, не является подлинным Божественным Откровением. Будет ли человек, для которого Коран вечен и неизменен, доверительно относиться к приведённым стихам из Евангелия? Не сочтёт ли такой человек, что это он должен развеять Ваши заблуждения, а не наоборот?

 Кроме того, православные верят, что Господь каждому желает спасения, что у каждого человека личные отношения с Богом, и Божественная благодать не насилует нашу волю. Нам естественно полагать, что и все люди, включая мусульман, не могут мыслить иначе. Могут. И мыслить, и иметь иной набор аксиом, на основании которых строится совсем иное учение, пусть даже чем-то похожее на христианство. Вот, например, довольно известная притча, которую некоторые по ошибке считают православной. Так я услышал её от одной православной монахини:

 …Некий монах много размышлял о Промысле Божием, и однажды пред ним предстал ангел, который согласился показать ему Промысел Божий, если тот не будет хулить увиденное. И монах согласился. Они взошли на корабль, и во время путешествия по морю ангел выломал доску в днище. Монах хотел вскричать, но едва удержался. Когда же они сошли на берег, ангел убил младенца. Тогда монах не выдержал: “Разве это Промысел Божий?!” И ангел ответил, что если бы на корабле не было течи, его бы захватили пираты, а младенец вырос бы великим злодеем и убил бы своих родителей.

 Подлинник этой притчи можно найти в Интернете по ключевым словам “Муса и Хадыр”.

 Итак, в глазах мусульманина все будущие поступки младенца были уже известны, и потому ангел сотворил великое благо и спас множество жизней. В глазах православного подобное в принципе не возможно, потому что Божественное предопределение не предопределяет человеческой воли.

 Исповедовать Православие, жить ПравославиСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.ем. Любые доводы бессильны изменить того, кто придерживается своих убеждений, а православная вера – дар Божий, который даётся лишь тем, кто в нём нуждается. Сходство между религиями может быть исторически обусловлено и весьма велико, но при глубинных различиях оно окажется внешним. Выше говорилось о православных и мусульманах, но ведь есть и более близкие примеры. Сколько людей на земле считают своей главной книгой – Евангелие, но разве все они – православные?

Сергей Платонов

Просмотрено 224 раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *