Итальянизирующий стиль

священник Александр Парфёнов

о. Александр Парфенов

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове весьма необычен по своей архитектуре, как собственно, и другие храмы Коломенского. Историки спорят по поводу даты его постройки и авторства. Пока эти подробности ещё не выяснены, предлагаем вашему вниманию заметку об архитектурном стиле, к которому относится храм. Её автор — священник Александр Парфенов, настоятель Казанского храма в селе Скнятиново (Ростовского района Ярославской области), преподаватель Ярославской Духовной семинарии, автор краеведческой книги «Ростов Великий — город русской святости» и опытный гид по православным древностям. Село же Скнятиново — то село, где снимался фильм “Иерей-сан”, недавно прошедший в кинопрокате.

Заметка публикуется впервые, с разрешения автора и по случаю Храмового праздника в Дьяково: Первого и второго обре́тения главы Иоанна Предтечи.

редакция интернет-страницы

 Итальянизирующий стиль

В конце пятнадцатого века, Иван III, великий собиратель русских земель затеял перестройку московского Кремля и начал её с возведения нового, обширного собора Успения на главной площади столицы. Это поручили, Кривцову и Мышкину, но они с задачей не справились. Возможно, эти двое были только подрядчиками, возглавлявшими артель псковских зодчих, взявшихся за дело. Так или иначе, но однажды ночью собор рухнул. По счастью никто не пострадал, если не считать авторитета русских строителей. Из Италии для строительства собора вызвали Аристотеля Фиорованти. Он блестяще повёл и дело и в 1479 году Успенский собор Московского кремля был освящен и стоит до сих пор без существенных изменений.

Много столетий подряд русские зодчие тщательно обмеряли старые постройки, преимущественно храмы, поскольку именно они дошли до нас из глубины XIII-XV столетий, затем выкапывали яму для фундамента и возводили здания, не применяя ни расчётов, ни предварительного проектирования на бумаге. В Западной Европе романский стиль сменился готическим, на смену ему пришёл стиль Возрождения. У нас же на Руси ничего не менялось, в XV и даже XVI веках храмы повторяли, за редким исключением, таким как Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре, общий вид и размер храмов далёкого XII века. Стены, подкупольные столпы были толстыми, с большим запасом прочности, а разница была в материале постройки. Кирпич или белый камень в Московской или Тверской Руси, плитняк в Пскове, песчаник в Новгороде. Стены новгородских, псковских храмов трудно датировать по их внешнему убранству, то есть определить время или, хотя бы, эпоху, в которую они построены, а в Подмосковье есть ряд белокаменных церквей, вообще, не поддающихся никакой датировке. Следует отметить, что в эпоху удельных княжеств, да и много позже, заказчики считали для себя делом чести повторить облик старой постройки. Заказчик выбирал образец старого храма, а зодчие, как могли, повторяли его. Например, у стен Троице-Сергиевой Лавры находится Введенский храм XVI века, в общем, и в частностях повторяющий Духовский храм внутри лаврских стен и построенный в конце XV века.

Между прочим, так же поступили и с прибывшим Аристотелем Фиорованти. Ему заказали построить собор и его послали во Владимир с задачей повторить в Москве здание Владимирского кафедрального собора, однако европеец, всё равно, поступил по-своему. От романской и византийской стилистики владимирского образца почти ничего не осталось. Здание московского Успенского собора стало новаторским даже по европейским меркам. Однако мастер эпохи Возрождения, (Аристотель был не только архитектором, но лил пушки и проектировал оборонительные сооружения) вероятно, скрыл свои геометрические и расчётно-конструктивные решения, либо русские зодчие не смогли их перенять.

Начиная с первой итальянской постройки, русские мастера повторяли зальный облик внутреннего храмового пространства, в русских храмах почти навсегда исчезли хоры. Геометрическое, нарочито упрощённое, как бы романское решение стен, очень понравилось и его повторяли, например, в суздальских соборах XVI века. Второе дыхание приобрёл, ещё не забытый, перспективный портал, его копировали и развивали вплоть до петровских реформ, а в народном зодчестве и дальше. Впервые в Успенском соборе появилась на русской земле «висячая гирька», сдвоенные арочки, опирающиеся друг на друга, излюбленный приём, например, ярославской архитектуры XVII века. Тысячи и тысячи раз повторённое пятиглавие русских церквей, началось здесь, разумеется, почерпнув это пятиглавие у владимирского образца.

Как много архитектурных тем дал только один собор, но итальянское влияние только начиналось! Вслед за Фиорованти в Москву приезжало всё больше и больше итальянских специалистов. Они возглавляли строительство стен и башен Московского кремля, построили палаццо для великого князя и знаменитую Грановитую палату, колокольню «Иван Великий». Впрочем, для ясности восприятия итальянизирующего стиля следует коснуться храмовой архитектуры, оставив в стороне, чтобы не утомляться, гражданское, оборонительное зодчество и даже колокольни.

Следующей значительной постройкой на Соборной площади Московского кремля стал Архангельский собор, 1505-1508 годов. В нём уже не было, да, наверное, и не могло быть смелых геометрических решений. Наоборот, оно было подчёркнуто простое, это обычный русский собор, восходящий к образцам ещё XII века. Тем не менее, за несколько десятилетий в Москве уже вполне привыкли к ренессансному стилю и итальянский зодчий, его звали у нас Алевиз Новый, украшает стены собора в уже привычном для всех стиле Возрождения. Это отчётливо видно и в наши дни, а при постройке признаков этого стиля было ещё больше. У собора был портик — открытая галерея, а на вершины его закомар были поставлены точёные фиалы. Нам следует запомнить те черты, которые неуклонно повторялись после Архангельского собора на протяжении целого столетия, а в неявном виде и позже, в XVII веке. Это архитектурный ордер. Он обуславливает на стене храмов ряд горизонтальных тяг, внизу у цоколя, почти посередине, здесь, кстати, здание сужается, и две, обязательно две, у карниза. Всё это канонические требования ренессансной архитектуры, идущие ещё от античности. Для нас также важен способ решения здесь архитектурного ордера: по вертикалям, это «раскрепованные пилястры», то есть плоские лопатки с отделанными из профилей нишами. Эти пилястры, похоже, встречались там и сям в Московском кремле и раньше, но именно отсюда они навсегда войдут в приёмы русского зодчества. Много десятилетий спустя, только одна архитектура Архангельского собора послужит примером для создания целого стиля, получившего в науке название «годуновского». От последнего много взяла для себя архитектура семнадцатого века, на основе которой, в свою очередь, в девятнадцатом столетии реконструировали русский стиль. Взглянув на него повнимательнее, мы увидим в строениях русского стиля XIX-XX веков следы ренессанса, давно, впрочем, переосмысленные.

Что же касается русского зодчества XVI века, то в нём явно присутствует итальянизирующий стиль, как в виде работ самих итальянских мастеров, так и в виде самостоятельного строительства, но с учётом того, что итальянцы построили. Надо прямо сказать, что мы часто не знаем имён зодчих, трудившихся над постройкой того или иного храма, но зато явно можно увидеть присутствие или отсутствие итальянского архитектурного канона.

Итальянизирующий стиль на ярославской земле

В Ростове, в XV-XVI веках жило много каменщиков, однако перестройку кафедрального Успенского собора поручили итальянскому мастеру, неизвестному по имени. Мы знаем уверенно имя заказчика, это архиепископ ростовский Вассиан (Санин), а вот, о зодчем собора судим по его итальянизирующей архитектуре. Здание имеет у своего цоколя широкую систему обломов, профилей, в целом русскому зодчеству не свойственную. Стены, как в Архангельском соборе Москвы рассечены горизонтальными тягами. По ним постройка сужается по высоте. В стены между лопатками вставлено очень много профилей, образующих прямоугольные рамы, однако сами лопатки плоские. Кажется, что замысел, был таким, как и в Архангельском соборе, создать как раскрепованные лопатки, так и раскрепованные прясла стен. Почему-то не получилось, то ли мастер не справился, то ли захотели удешевить строительство. Мы говорим об этом, потому что Успенского собора Ростова Великого есть двойник в Великом Новгороде. Это собор Хутынского монастыря, его тело, его внешний вид, конструкция являются несомненной копией ростовского собора. При этом одежда собора, убранство его стен и интерьера целиком итальянизирующие. Как внутри, так и снаружи здесь есть все элементы ренессанса: развитые цоколя, раскреповка, двойные карнизы, все они налицо. Этот собор начали строить в 1512 году, а Архангельский собор закончили в 1508 году. Этого времени как раз хватило на постройку собора в Ростове, похожем в свою очередь на них обоих. По предположению археолога О.М.Ионисяна все три собора построены одним зодчим.

У ростовской приходской церкви Вознесения была резная табличка, о том, что храм выстроен в 1566 году, а строил её «государев мастер Андрей Малой». Под русским звучанием, всё же, кроется имя итальянского мастера. Это следует из архитектуры храма. Такой тип храма искусствоведы назвали «посадским XV-XVI веков», его внешность одноглавого трёхапсидного храма, как обычно, восходит к образцам XII-XIII веков. Тем не менее, столбов внутри нет, зодчий справился без них, оперев главу на пересекающиеся своды. Не это является почерком итальянского архитектора, а простая, симметричная геометрия стен. Лопатки просты, не более чем один, выступающий ряд кирпича. Однако, наверху – двойной карниз, простенький, но словно завершающий всю эту простую, ордерную систему.

Для сравнения необходимо взглянуть на ещё одно здание XVI века в Ростове Великом, Богоявленский собор Авраамиева монастыря, 1555 года. Никакой симметрии, никаких двойных карнизов, никакого намёка на ордер! Собор словно вырос из-под земли, словно слеплен руками зодчих. Ничего итальянского в нём не заметно, оно есть, конечно, но не осмыслено. Храм прекрасен своей органичностью, живописной развеской стен и объёмов.

В заключении следует обратить внимание на собор Преображения в одноимённом ярославском монастыре. Он, кстати сказать, построен раньше Архангельского собора в Москве и представляет собой явное творение итальянского зодчего. На первый взгляд здесь опять повторили облик прежнего собора начала XIII века, три главы, три апсиды и по трое прясел на каждой стене с узкими окнами. Стоит заметить, однако, как это сделано! Идеально ровной кладке стены соответствует тонкая, словно нарисованная заранее, кладка пилястр и карнизов, а также идеальная симметрия во всём. Вот, пожалуйста, центричное, круглое окно, незнакомое русским строителям. Не роза готических соборов, но не нечто обыкновенное. В собор ведёт ренессансный портал, внутри столбы ощутимо тоньше, итальянец умел рассчитывать их толщину. Самым ярким признаком его руки стала совершенно не нужная при нашей погоде галерея вокруг собора, идеальная, лёгкая, северную часть которой давно перестроена.

Сравните здание собора со стоящей тут рядом церковью при трапезной. Всё то же самое, даже круглое окно есть, но нет изящества, продуманности, вернее прорисовки. Постройка хороша, пропорциональна, органична, от чего неумелая попытка подражать старому собору и была незаметна для глаз.

После Смутного времени ярославский купец Надей Светёшников построил у себя на дворе храм Святителя Николая как повторение Преображенского собора. При освящении был царь, маленький храм отдавал роскошью необыкновенной. Особенно это чувство обозначали открытые галереи храма на итальянский манер. Впоследствии открытые проёмы заложили, холодно, да и фрески портятся. Этот храм не был последним, опиравшимся на скромный по размеру Преображенский собор из великой чреды ярославской церковной архитектуры, вплоть до великого шедевра, до церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Все храмы Ярославля унаследовали от своего итальянского образца любовь к кристалически симметричному главному объёму и широким галереям вокруг.

Просмотрено 1175 раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *