О поминовении усопших. Радоница 11 мая 2021 г.

Дорогие братья и сестры,

Во вторник 11 мая 2021 г. день сугубого поминовения усопших — Радоница. Это день, когда богослужебный устав Церкви впервые после Св. Пасхи разрешает заупокойное поминовение. В дни Светлой пасхальной недели оно не разрешалось потому, что невозможно сочетать чистую пасхальную радость и не вполне отрадное воспоминание об усопших, воздыхание о разлуке с ними. Радоница называется так потому, что это радость для усопших – Пасха для усопших. Мы поминаем своих родных, друзей, прихожан нашего храма, наставников, учителей, благодетелей, по-христиански и недоброжелателей.

Какой же смысл этого поминовения и в чём значение этого поминовения для усопших и для нас? Дело в том, что Церковь едина – это единый организм, который включает в себя нас – людей ныне живущих. Это церковь земная, воинствующая. Воинствующей она называется, поскольку мы боремся со своими грехами, страстями, стремимся, как воины, победить их. Не потому, что для христианина характерна некая агрессия… Другая часть Церкви – это Церковь Небесная, торжествующая. Торжествующей она называется потому, что состоит из Святых Ангелов и людей, победивших грех и вечно славящих Бога. Глава же Церкви – Сам Христос (Ефес. 4:15). Церковь едина. Она едина в Св. Евхаристии – причащается из одной Святой Чаши, едина в молитве – вместе молится Богу о прощении грехов и о своих нуждах, молится друг за друга. О том, что Церковь представляет собой одно таинственное, невидимое, мистическое тело, говорит Св. Ап. Павел:   «Вы же есте́ тело Христово, и уды от­ части» (1Кор.12:27). То есть, мы – Церковь, как целое – Тело Христово. Если же смотреть на нас по-отдельности, то мы члены этого тела, такие как рука или глаз.

Церковь едина и это единство не повреждается смертью. Господь говорит: “Бог не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20:38). И каждый из нас, переходя из этого мира, в мир загробный, не перестаёт быть членом Церкви и частью её мистического тела. Отличие заключается в том, что раньше человек сам действовал для своего спасения, очищения от грехов, освящения. Теперь же, когда он потерял такую возможность, действовать за него, для него начинают другие члены Церкви. Один мой друг получил травму головы и долгое время оставался парализован. По мере того, как он выздоравливал, у него начала действовать левая рука. И левой рукой он научился действовать очень ловко и искусно. Он не ощущал при действии ей никакой скованности или неудобства, какое мы ощущаем, когда нужно сделать что-то тонкое левой рукой. Когда же ожила правая рука, левая стала, как прежде, неловкой. Вот так устроено человеческое тело, когда перестаёт действовать один его член, его функции принимают на себя другие члены. Причем, это происходит без участия сознания, воли. Таким же образом устроено и духовное тело Церкви. Раньше человек, причащался сам, участвовал в литургии сам. Теперь же молятся на литургии за него другие. Даже совершают специальную заупокойную литургию в его память, как совершается в так называемые “родительские” субботы. И частицы, отделённые от просфор в память усопших погружаются в Святую Евхаристическую Кровь. Этой Святой Кровью омываются грехи тех, кого мы сегодня поминали, подобно тому, как Святой Кровью Господа нашего Иисуса Христа омыт грех всего мира. Это омовение – образ Евхаристии. Таким образом, смерть не разрушает евхаристического единства Церкви. Мы и усопшие символически продолжаем участвовать в одной литургии, в одном богослужении.

Не повреждается смертью и единство в молитве. Усопшие, как уже прожившие свою жизнь и сделавшие всё что могли для своего спасения, теперь по своей кончине, ничего уже сделать не могут для своего очищения от грехов, освящения. Но можем сделать мы – “живущие, оставшиеся” (1 Фес. 4:15). Поэтому усопшие так нуждаются в молитве Церкви и в нашей с Вами молитве – по причине того, что сами они бессильны в нынешнем своём состоянии изменить свою вечную участь. Как раньше, когда были живы, мы молились друг за друга, так молимся и сейчас.

Такое же значение имеют и другие заупокойные традиции: чтение Псалтири по усопшим, милостыня в память о усопшем. Таким образом, мы восполняем недостаток молитвы и добрых дел, который, возможно, оказался в жизни усопшего. Эта молитва и добрые дела важны не только лишь для одних для усопших, но и для нас самих. Для нас они не менее важны. Во всех заупокойных чинах к прошениям об усопших всегда прибавляются и прошения о нас ныне молящихся. Мы прибавляем “и нас помилуй”. Мы, встретившись со смертью близкого человека, часто бываем побеждены горем, унынием. Молитва о усопшем в том числе  прибавляет нам духовную бодрость и утешает нас тем, что мы исполняем свой долг перед ним.

Есть и ещё одно дело, которое мы способны сделать для усопшего.* Представим себе человека, который насадил прекрасный сад и умер. Если сад расцветёт, то он будет доброй памятью и свидетельством о человеке. Если же завянет, память угасает. Мы – этот сад. Когда человек жил он сделал нам что-то доброе, заронил в нас семена добра. Если мы эти семена должным образом возрастим в себе и духовно расцветём как сад. Мы будем живым свидетельством добрых дел этого человека. Если же человек что-то плохое нам сделал, то простим ему, забудем. И тогда  хотя бы мы не будем свидетелями против него на Суде. Поэтому мы должны проводить благочестивую жизнь в Церкви не только для себя, но ради других и ради усопших. Господь нам заповедал любить друг друга (Ин. 15:12). Продолжая помнить усопших, молиться о них, мы исполняем эту заповедь Божию. Господу приятно, что мы исполняем Его заповедь о любви и он посылает благодать на нас и на усопших, о которых мы молимся.

Поэтому, будем часто вспоминать наших усопших. Потихоньку молиться о них и надеяться на встречу с ними в Царствии Небесном.

Аминь.

* Подробнее об этом в беседе митрополита Антония Сурожского “О поминовении усопших”

Просмотрено 228 раз

О поминовении усопших. Радоница 11 мая 2021 г.: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *